Историческая физика. Реконструкция древних технологий
Историческая физика. Реконструкция древних технологий
О сайте
Порядок работы
Новости сайта
Контакт

Открытые уроки. 
Учебники по физике. 
Задачи по физике. 
Решение задач. 
Справочник по физике 
Единый государственный экзамен, ЕГЭ. 
Советы абитуриенту. 
Вопросы и консультации. 
Рефераты. 
Олимпиады и турниры 

Современная физика.
Весёлая наука. 
Уголок крохобора. 
Не только физика. 
Директория ссылок. 
Репетиторы. 
Малая Академия Наук. 
Математика для физика. 

Лекции по физике.

Химия для абитуриента.

 

Форум.

info@abitura.com

Историческая физика. Реконструкция древних технологий

Секрет работы древних гончаров.

Ольга Максименко. Информнаука.

Российским ученым раскрыли секрет древнегреческой чернолаковой керамики, найденной на территории Херсонеса. Чем же оказалось блестящее покрытие на вазах и амфорах, которое многочисленные поколения археологов называли черным лаком? Ответ на этот вопрос удалось найти с помощью методов электронно-зондового и рентгеноспектрального микроанализа.

 

Дополнительная информация: кандидат химических наук старший научный сотрудник Юрий Михайлович Буров, Институт проблем химической физики РАН (г. Черноголовка Московской обл.), yuburov @ mail . ru

 

Ученые из Черноголовки – сотрудники Института экспериментальной минералогии РАН и Института проблем химической физики РАН сделали открытие, которое по праву можно считать сенсационным. Изучив вместе с коллегами из Харьковского национального университета им. В.Н. Карамзина образцы древнегреческой чернолаковой керамики IV - II веков до н.э., они выяснили, что «черный лак» на осколках керамических сосудов - это вообще не лак, как думали до сих пор историки. Оказалось, что черные рисунки нанесены слоем тонкого стекла или эмали толщиной 14-25 микрон. Определить это удалось с помощью двух методов микроанализа – электронно-зондового и рентгеноспектрального.

Надо сказать, что в истории и археологии понятие чернолаковой (или чернофигурной) керамики распространено очень широко. То есть считается, что приблизительно в VI веке до нашей эры древние греки научились делать разнообразные керамические предметы (в основном, конечно, вазы – амфоры, кратеры и т.д.), рисунок на которых наносили черным лаком. Получались украшенные черным орнаментом вазы - те самые, воспетые Китсом, а позже – более нам близким Кушнером, помните - «…на античной вазе выступает человечков дивный хоровод….». Но вот состав этого лака до сих пор точно не был известен. Больше того, технология вообще считалась утерянной, а секрет нанесения черного лака до конца не разгадан. Но название – было. Лак так лак. То есть, по определению, высохшая тонкая пленка раствора чего-то в каком-то растворителе. Проверка показало, что это заблуждение.

Итак, ученые взяли шесть, попросту говоря, древнегреческих черепков (образцов чернолаковой керамики), найденных при раскопках Херсонеса, а также один образец из раскопок Бельского городища (это скифское поселение примерно того же времени, 6-1 века до н.э. на Украине, неподалеку от села Бельск в Полтавской области). Взяли и изучили, во-первых, толщину черного слоя на керамической основе, а во-вторых, состав как собственно керамики, так и этого черного слоя. Для обсчета полученных данных авторы использовали пакет программ, разработанных в ИЭМ РАН. Кстати, следует упомянуть, что оба метода – практически неразрушающие, то есть пригодняе для изучения археологических находок.

Результаты исследования не оставили места сомнениям. «Черный лак» - это стекло или эмаль с высоким содержанием железа и натрия. По мнению ученых, вероятнее всего древнегреческие мастера (рука не поднимается назвать их гончарами – это были художники!) использовали для получения черной эмали шихту, в состав которой входил магнетит (краситель) и сода либо зола, а может, еще и каолин. Шихту древние мастера, по мнению современных физиков, наносили методом «ангоб» - это когда на поверхность керамики до обжига наносят тонкий слой глинистой суспензии. В принципе известно, что этот метод был весьма распространен в античном керамическом производстве.

Итак, можно ли считать, что секрет древнегреческой «чернолаковой керамики» раскрыт? По-видимому, да. Конечно, шесть кусочков – это не все античные вазы, однако для исследованных образцов можно считать доказанным – изображения на керамике сделаны не лаком, а эмалью. Для историков это очень важные сведения, позволяющие лучше понять технические возможности мастеров античности. А для всех любознательных это просто интересно. Не хочется ведь быть Иванами, не помнящими родства.

 

О сайте
Порядок работы
Новости сайта
Контакт
Вверх .

Главная страница .



Rambler's Top100Rambler's Top100